Во всём им русские виноваты

Смотрел передачу про Аральское море.

Если кто не знает, сообщу вкратце: во времена СССР две реки, его питающие, направили питать водой хлопковые поля.

В море стало поступать мало воды и оно превратилось в мелкую соленую лужу.

Все местные хуесосят совковых негодяев, так нещадно угробивших им целое море.

Смотрю и думаю, могли же и сами за 30+ лет независимости восстановить море. Нет же власти Советов.

Почему-то об этом ни ведущий, ни местные не заикнулись.

Поездка к остаткам Аральского моря

Узбекистан в плане туризма в основном развит по направлению Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива. Есть огромное количество туров, развитая туристическая инфраструктура, да и много чего можно посмотреть. В этом посте хочу рассказать о менее раскрученном, но не менее интересном маршруте - поездке на джипах по высохшему Аральскому морю.

Арал - большая трагедия 20 века. Буквально за 30 лет из огромного, четвертого по размерам озера в мире, снабжавшего рыбой весь регион, он превратился в пустыню с небольшими пересоленными озерами, в которых рыба уже не может существовать. На севере в Казахстане эту проблему начали решать, построили дамбу, подняли уровень воды и даже сохранили рыболовство. В Узбекистане же все совсем плохо.

Аральское море в 70-е годы прошлого века и сейчас:

Причина такого высыхания - орошение полей, воду для которого брали из питающих море Амударьи и Сырдарьи. Огромное количество воды терялось в самих каналах, они заиливались, плюс активно загрязнялись удобрениями. Добил Арал Каракумский канал длиной 1455 километров, законченный в 1988 году, в который уходит до 45% вод Амударьи. Сейчас Амударья вообще не доходит до Аральского моря, окончательно высыхая за Нукусом.

Туры туда организуют несколько компаний из Нукуса. Пример тура: https://ayimtour.com/aral-sea-trip Стоит недешево и рассчитано в основном на иностранцев. Во время ночёвки только два джипа было с русскоязычными, остальные испанцы, итальянцы и даже швейцарцы. Лучше ехать вчетвером, поскольку стоимость рассчитывается на машину и вчетвером значительно дешевле.

Первая остановка в бывшем рыбацком поселке Муйнак. Несмотря на то что моря там больше нет, поселок вполне живой и не заброшенный. Есть музей Аральского моря и кладбище кораблей. В целом, если хочется увидеть высохшее море и последствия, можно не брать тур и доехать сюда на автобусе.

Дальше дорога идёт по дну высохшего моря. Особой живописностью не отличается. На дне были найдены газовые месторождения, поэтому периодически встречаются буровые установки.

Потом выходим на бывшее побережье

Проезжаем древние кладбища

По дороге встречаются караваны, напоминающие сцены из безумного Макса - обрезанные сверху УАЗы на огромных болотных колесах, с прицепами сзади. На прицепах мешки. В апреле сезон сбора цисты артемий - последние из биоресурсов, которые можно здесь добывать. Далее цитаты:

"На мировом рынке ценятся цисты (яйца) артемии. В них высокое содержание протеина (до 72,9%). Это первоклассный, высокопитательный корм для молоди всех видов рыб, креветок, аквариумных рыбок, промышленных рыб, таких как осетр, карп, форель, лосось и т.д. Также  очень востребован при откорме птицы. Цисты используются и в косметологии. В Муйнакском районе Каракалпакстана сбором и вывозом цист артемии занимаются более двух десятков предприятий."

"Минерализация воды в Большом Арале возросла более чем в 15 раз, достигнув к настоящему времени 160 г/л (в середине ХХ в. – 10,4 г/л). Это привело к кардинальным изменениям в составе аральской биоты, из которой к настоящему времени исчезли все аборигенные (местные) виды животных."

"Практически весь сбор цист идет на экспорт в Китай. Внутренний рынок цист артемии в Узбекистане минимален, поскольку они используются главным образом при разведении креветок в Юго-Восточной Азии. Цена сырых цист – $7-8 за 1 кг. После дополнительной очистки, просушки и фасовки – их цена возрастает на порядок."

К вечеру наконец приехали на берег моря. Географически это тут

В полукилометре от берега расположен юртовый лагерь со всеми удобствами.

И вот оно море! Но искупаться не удалось: побережье - сплошь черная глина, которая моментально засасывает.

Само море:

Утром говорили очень красивый рассвет, но немного подкачала погода

Обратно шли другим маршрутом, проезжали древний караван-сарай и прочие красоты.

Местный аэродром

Озеро судочье. Здесь находился рыбацкий поселок Угра, куда ещё при царской власти переселяли староверов. Сейчас только развалины и старое православное кладбище

Стоял очень любопытный информационный стенд. Думаю всем было бы интересно найти посаженные саксофоны, а орнитологам изучить степную щуку и кудрявую бороду.

Потом уже началась цивилизация, древние зороастрийские городища и некрополи

Ночевали в Нукусе, приятный чистый город, есть хорошие рестораны, остались довольны.

Резюмируя: если в Узбекистане есть три-четыре дополнительных дня и хотите отойти от стандартных маршрутов, рекомендую.

Корабли Аральского моря. Казахстан и Узбекистан

Аральское море, говорят, самая большая экологическая катастрофа нашего времени. Море почти исчезло за какие-то 30 лет. И мало того, что вода ушла. Сухое дно - ил и останки химикатов-удобрений, принесенных сюда реками - поднимаются ветром и разносятся далеко за пределы республик.

Казахстанский город-порт Аральск сейчас находится в 15 километрах от моря, а город Муйнак, узбекский порт, где был расположен рыбокомбинат - примерно в 80 километрах.

А ведь это то самое Синее море из сказок, в котором Садко играл на гуслях для морского царя - а наверху в буре тонули бесчисленные корабли с товарами. И, кажется, то самое синее море, где жили старик со старухою.

Какие торговые корабли сейчас? Только ржавые остовы брошенных лодок. Море стало настолько соленым, что добывают из него теперь не рыбу, а рачков-артемий, которые - источник спортивного протеина, а также розового цвета перьев фламинго

Итак, корабли с Казахской стороны моря.

На это фото - самый известный корабль, легендарный торпедолов 99. Говорят, в его функции входил также поиск приземлившихся капсул из космоса. А знает его весь мир не только поэтому: этот корабль сняли в своем клипе Pink Floyd, в композиции "Louder than words"".

Мы разместили наш лагерь прямо под его боком. Уже в ту зимой недалеко от него в солончаке стоял кран. Мы, наверно, были последними, кто видел его. К весне от него не осталось и следа - его распилили на металлолом.

Если 99 стоял прямо посреди солончака, то эти корабли лежат на краю моря, в воде. Мы подъезжали к ним по льду. Спящие гиганты..

Здесь вспомнили старые фильмы - "На игле" и первый советский ужастик "Псы". Атмосферное место, чтобы пересмотреть их. Очень жуткие ощущения. Будто псы все еще тут.

А это город Аральск. Порт остался. Вода - нет.

Узбекистан. Здесь в степи вообще не видели кораблей. А море от прежней линии ушло километров на 80. Корабли собрали в Муйнаке и огородили бетонным заборчиком, грустное зрелище. Между Муйнаком и морем сейчас ведут нефте- или газодобычу.

Этот все еще плывет! Так кажется..

Не удержалась - это ведь тоже корабли пустыни? :-)

В Узбекистане лагерь ставили под этим судном, его история мне неизвестна

Вот они, собранные в порту кораблики. В таком виде выглядит, правда, как металлолом, нет атмосферы..

В Казахстан на Аральское море мы ездили за год до пандемии, говорят, многих кораблей из этого поста уже нет. Сам маршрут был интересный, но с прогоном по замерзшему солончаку, где теперь не рыбы, а зайцы, и по снежной целине.. Интересно было б прокатиться еще раз, но корабли были красивой, пусть печальной, достопримечательностью.

А вот остатки Аральского моря с Узбекской стороны мы посетим уже в декабре. Точно могу сказать, что цвет его - невероятно синий, как в тех старых сказках..

Слишком грустно

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: